В основу концепции 600-километрового вакуумного тоннеля между Лос-Анжелесом и Сан-Франциско Hyperloop, который представил американский бизнесмен Элон Маск, легли разработки столетней давности, принадлежащие ученому Томского университета Борису Вайнбергу.

 

 

В начале XX века проект томича не получил практического воплощения в силу своей дороговизны и фантастичности. В настоящее время труды Вейнберга, описывающие электрический поезд на магнитной подушке, хранятся в музее Томского политехнического университета.

В работе «Движение без трения» рассказывается о вагонах, которые силой электромагнитного поля движутся по медной трубе без опоры. По идее Вейнберга, вагоны должны двигаться внутри цилиндрической конструкции, из которой выкачан воздух, поддерживаемые в высоте силой электромагнитов и не касаясь стенок.

Ученый в течение двух лет пытался создать модель придуманной им железной дороги в лабораторных условиях.

В его опытах 10-килограммовый вагончик, выполненный из железной трубы с колесами спереди и сзади, двигался внутри медной трубы диаметром 32 см, выполненной в виде кольца диаметром 6,5 м. В таких условиях вагончик развивал скорость 6 км/ч. Автор был уверен, что если сделать соленоид станции отправления длиной 3 км, то легко можно достичь скорости 800-1000 километров в час, - говорится в рецензии на работу.

Его научные интересы были сосредоточены на вопросах поведения твердого тела за пределом упругости и на вопросах земного магнетизма и гелиотехники - использования солнечной энергии.

Он был первым доктором физических наук в Сибири, создал крупнейшую в России школу физики твердого тела, написал учебники по физике, по которым учились многие поколения студентов. В 1910 году Борис Вейнберг создал в Томском технологическом институте второй в России аэрокосмический кружок.

Источник: Russia.ru