4 декабря 2014 года

 

Владимир Путин обратился к Федеральному Собранию с ежегодным Посланием. Оглашение послания по традиции состоялось в Георгиевском зале Кремля в присутствии свыше 1000 приглашённых.

…К сожалению, мы по-прежнему обучаем значительную часть инженеров в вузах, которые давно оторвались от реальной производственной базы, от передовых исследований и разработок в своих областях. Пора перестать гнаться за количеством и сосредоточиться на качестве подготовки кадров, организовать подготовку инженеров в сильных вузах, имеющих прочные связи с промышленностью, и лучше, конечно, в своих регионах.

Требование качества в полной мере относится и к рабочим кадрам. К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями. Важным показателем эффективности изменений в профессиональном образовании должны стать результаты конкурсов по рабочим и инженерным профессиям. Такая система профессиональных соревнований уже давно существует в мире. Россия в неё активно включилась. Это не только шаг к повышению престижа инженерных и рабочих профессий, но и хорошая возможность ориентироваться на самые передовые рубежи в подготовке инженеров и рабочих, строить на их основе профессиональные и образовательные стандарты.

Вы знаете, что мы сейчас принимаем участие в различных международных соревнованиях по рабочим профессиям. Сейчас у меня этих данных нет, на память их воспроизведу, они очень интересные. Было создано три команды с ведущих предприятий, потом студенты и совсем школьники от 14 до 17 лет. Они выполняли разные задачи, однотипные. Наиболее сложные задачи с наибольшим эффектом решили школьники от 14 до 17 лет. Это касалось и космической отрасли, где они формировали космические аппараты. Это касалось и чисто рабочих направлений деятельности, хотя и это высококвалифицированные рабочие делали. Они обогнали не только специалистов с ведущих наших предприятий, но и студентов из ведущих вузов, причём обогнали по количеству баллов в разы. Это о чём говорит? Это говорит о том, что, во-первых, у нас есть хорошие заделы, есть молодые люди очень талантливые и перспективные. Но это говорит также и о том, что нам нужно многое сделать по изменению системы подготовки рабочих кадров. То, о чём я говорил. Нужно только подойти к этому неформально. Все всё уже понимают, что надо делать, надо только начать это делать. Начать и никогда не сбавлять темпа по этому направлению, потому что, как известно, как было раньше, так и сейчас, просто качество рабочих специальностей и подготовка рабочих людей изменились, но всё равно самое базовое условие развития экономики – это, конечно, высокоподготовленный и квалифицированный рабочий класс, инженерные кадры. Об этом мы никогда не должны забывать. И нужно, конечно, создать сеть сертификационных центров, где каждый работник смог бы подтвердить свою квалификацию.

…Каждый ребёнок, подросток должен иметь возможность найти себе занятие по душе. В этой связи недопустимо свёртывание системы внешкольного дополнительного образования. Центры художественного, технического, музыкального творчества – это огромный ресурс гармоничного развития личности.

Прошу Правительство и регионы обратить внимание на эту проблему, предложить финансовые и организационные механизмы её решения. Главное, у ребёнка, у родителей должен быть выбор: получить дополнительное образование на базе школы, или в муниципальном творческом центре, или в негосударственной образовательной организации, чтобы это было доступно и чтобы с детьми работали по-настоящему хорошо подготовленные специалисты.

Ссылка на полный текст Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ www.kremlin.ru/news/47173

 

Владимир Путин подписал перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года (выборочно, про инженерные кадры и дополнительное образование детей)

8) разработать и утвердить комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, установив в качестве одного из его целевых показателей осуществление подготовки кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в соответствии с лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями к 2020 году в половине профессиональных образовательных организаций.

Срок – 31 марта 2015 г.

Ответственный: Медведев Д.А.;

9) совместно с автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» создать систему мониторинга качества подготовки кадров, установив, что одним из критериев качества такой подготовки являются результаты участия региональных и отраслевых команд в национальных чемпионатах профессионального мастерства, в том числе в национальном чемпионате «Ворлдскиллс Россия».

Срок – 1 мая 2015 г.;

Ответственные: Медведев Д.А., Никитин А.С.;

18) представить предложения по совершенствованию механизмов финансирования системы дополнительного образования детей, обратив особое внимание:

на недопустимость свёртывания системы организаций дополнительного образования детей;

на необходимость перехода к нормативно-подушевому финансированию реализации дополнительных общеобразовательных программ;

на обеспечение равных условий доступа к финансированию за счёт бюджетных ассигнований государственных, муниципальных и частных организаций дополнительного образования детей.

Срок – 1 марта 2015 года;

19) с учётом представленных в соответствии с подпунктом 18 настоящего пункта предложений подготовить и обеспечить принятие нормативных правовых актов, предусматривающих обеспечение равных условий доступа к финансированию за счёт бюджетных ассигнований государственных, муниципальных и частных организаций дополнительного образования детей, и переход до 1 января 2016 г. к нормативно-подушевому финансированию реализации дополнительных общеобразовательных программ.

Срок – 20 декабря 2015 г.;

20) обеспечить принятие нормативных правовых актов, предусматривающих критерии и порядок выявления одарённых детей, проявивших склонности к техническому и гуманитарному творчеству, изобретательству, а также порядок сопровождения таких детей и мониторинга их дальнейшего развития.

Срок – 30 июня 2015 г.;

21) внести в установленном порядке проект нормативного правового акта Президента Российской Федерации, предусматривающего учреждение гранта Президента Российской Федерации в размере 20 тыс. рублей, предоставляемого ежемесячно не более 5 тыс. одарённых детей из числа указанных в подпункте 20 настоящего пункта, поступивших на обучение в образовательные организации высшего образования, правила отбора таких детей для предоставления указанного гранта и ежегодного подтверждения ими права на его получение по результатам обучения и личных достижений при условии осуществления ими после получения образования трудовой деятельности на территории Российской Федерации в течение установленного срока.

Срок – 1 августа 2015 г.

 

Полный перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию Российской Федерации  www.kremlin.ru/assignments/47182

 

По материалам: www.kremlin.ru