Инновации сегодня чрезвычайно популярная тема во всем мире. Никто не поспорит: за новыми технологиями будущее. Но готовых рецептов, как должно проходить научно-техническое развитие - как экономики, так и общества, в целом - сегодня нет ни в России, ни в развитых странах. Каждый идет своим путем, и чтобы инновационное развитие было эффективным, очень важно обмениваться опытом.

Ключевое звено российской инновационной экосистемы - это, безусловно, регионы. Здесь рождаются прорывные идеи. В помощь предпринимателям в 2010 году была создана Ассоциация инновационных регионов России (АИРР). Первоначально в состав АИРР вошли Томская, Новосибирская, Иркутская и Калужская области, республики Татарстан и Мордовия, а также Красноярский и Пермский края. В 2012 году к Ассоциации присоединились также Республика Башкортостан и Самарская, Ульяновская и Липецкая области.

Сегодня в состав АИРР входят 12 регионов - лидеры инновационного развития. Цифры говорят сами за себя: процент организаций, осуществляющих технологические, маркетинговые или организационные инновации на территории регионов АИРР в 1,5 раза превышает среднее значение по России. На регионы Ассоциации приходится около 2/3 всей произведенной в России усовершенствованной продукции и ½ величины российского инновационного экспорта.

Входя в состав АИРР, регионы получают всемерную поддержку в организациях межрегионального сотрудничества – как для решения внутренних региональных задач, так и для выстраивания взаимодействия с инвесторами, институтами развития и федеральным центром.

Один из важных результатов работы Ассоциации - это выработка критериев инновационной оценки регионов.

Одно из наиболее активных направлений работы сегодня в законодательной сфере, это, прежде всего, формирование спроса на инновации, ликвидация правовых барьеров на пути инноваций, разработка мер стимулирования субъектов РФ с разными моделями инновационного развития. АИРР активно участвует в работе Государственной думы РФ и формирует предложения в ключевые законы. Один из них - это закон о федеральной контрактной системе (ФКС). Он предлагает новую систему и процедуры проведения государственных и муниципальных закупок, которые обеспечат более высокое качество выполнения заказов. Ко второму чтению законопроекта АИРР были подготовлены поправки, которые призваны существенно упростить жизнь российских инноваторов, решив проблему спроса на их продукцию и сформировав надежные каналы ее сбыта со стороны госсектора. Авторы поправок убеждены, что главным критерием выбора поставщика должна стать не столько цена продукции и услуг, сколько эффективность и качество.

Ассоциация также предлагает ввести в закон о ФКС понятия «цена владения» и «контракт жизненного цикла»: необходимо оценивать, например, дорогу не только по затратам на ее строительство, но и по стоимости эксплуатации.

Закон о ФКС должен стать одним из ключевых законодательных механизмов создания спроса на инновационную продукцию и обновление, модернизацию Российской экономики в целом.

Еще одно важное направление деятельности АИРР - это содействие развитию территориальных инновационных кластеров. По мнению экспертов, Россия сегодня находится на промежуточном этапе между сырьевой и инновационной экономикой, и кластеры должны стать ядром региональных инновационных систем. При этом очень важен программно-целевой подход и господдержка.  Большое значение в развитии кластеров играют и институты развития - РВК, Фонд «Сколково», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, ВЭБ и Роснано. Также в АИРР убеждены, что к участию в кластерах важно привлекать малый и средний бизнес, учитывая при этом, что факторы конкурентоспособности у таких предприятий разные.

 

Совместный проект АИРР и Всемирного банка - «Национальная инновационная обсерватория».

По материалам информационно-аналитического портала «Регионы России».