Все новые и новые способы поиска экзопланет, вращающихся около звезд, находят астрономы всего мира. Для этого они выискивают тончайшие эффекты, которыми планеты воздействуют на поведение своих родительских звезд. Сегодня самый результативный способ открытия экзопланет — метод лучевых скоростей.

Новый способ, предложенный учеными Университета Тель-Авива и Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики (США), опирается на куда менее уловимые эффекты, в том числе вытекающие из Общей теории относительности Эйнштейна.

«Мы ищем едва заметные эффекты. Нам требуется сверхточное определение яркости звезд с погрешностью в одну миллионную», — поясняет Дэвид Лэтам, соавтор открытия.

Благодаря телескопу Kepler и новому способу поиска, была найдена «планета Эйнштейна» (Kepler-76b). Способ открытия опирается на три эффекта. Первый — релятивистская аберрация света, заключающаяся в слабом увеличении яркости объекта, приближающегося к Земле и ослаблении света при движении от нас. Второй эффект — вытягивание звезды из-за гравитационного притяжения планеты и обретение ею формы дыни. Обращаясь к нам «острой» стороной, звезда выглядит тусклее, а поворачиваясь, становится ярче. Третий эффект связан с тем, что свет самой планеты дает небольшую добавку в общую кривую блеска.

«Планета Эйнштейна», как назвали ее ученые, является газовым гигантом, она обращается вокруг звезды всего за 1,5 дня. Планета на четверть превосходит Юпитер в размерах и в два раза тяжелее него.

Источник: Газета.ру