27 декабря на Людиновском тепловозостроительном заводе (г. Людиново) состоялась технологическая приемка первого российского опытного образца локомотива с гибридным приводом «SinaraHybrid». Разработка данного инновационного локомотива ведется ООО «Центр инновационного развития СТМ» при финансовой поддержке со стороны Фонда «Сколково». ОАО «ЛТЗ» является соинвестором данной инновационной разработки.

Антон Зубихин, генеральный директор «Центра инновационного развития СТМ», сообщил радостную новость в Twitter
 
   В данном торжественном мероприятии приняли участие представители руководства Кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково»ОАО «Российские железные дороги», а также администрации Калужской области.
 
   Локомотив «SinaraHybrid» - это высокотехнологичная инновационная разработка, осуществляемая в революционно короткие сроки благодаря активной организационной и научно-технической поддержке со стороны Фонда «Сколково» и ОАО «Российские Железные Дороги». Реализация новейших технических решений в локомотиве «SinaraHybrid», по замыслу разработчиков Центра инновационного развития СТМ позволит добиться целевых показателей по его энергоэффективности и экологичности: снижение расхода топлива до 30%, сокращения эмиссии выхлопных газов в атмосферу до 55%. Это позволит обеспечить спрос на инновационную продукцию со стороны железнодорожных администраций колеи 1520 и предприятий промышленности. Потенциальный спрос со стороны ОАО «РЖД», по оценкам отраслевых экспертов составляет около 120 локомотивов до 2015 года.
 
   Напомним, что еще в апреле 2011 года технический концепт локомотива был представлен Президенту России Дмитрию Медведеву, а уже в октябре этого года старшим вице-президентом ОАО «РЖД» Гапановичем В.А. было согласовано техническое задание на гибридный локомотив.
 
Особые характеристики локомотива:
 
   Локомотив имеет в своей конструкции более 20 новейших технических решений, среди которых инновационная микропроцессорная система управления и диагностики (функция предсказания профиля пути с использованием технологий ГЛОНАСС), которая позволит локомотиву рассчитывать энергетические ресурсы в процессе движения. Алгоритмы интеллектуального управления локомотивом для микропроцессорной системы разработаны инженерами Центра инновационного развития СТМ.
 
   Электрическая схема локомотива предусматривает наличие в конструкции литий-железо-фосфатных аккумуляторов и суперконденсаторов для хранения электрической энергии. Необходимо отметить, что электрическая схема по мнению экспертов ОАО «РЖД» носит инновационный характер и ранее не применялась на железных дорогах России. В настоящее время Центр инновационного развития СТМ ведет работу по защите интеллектуальной собственности данной электрической схемы. 
 
   Локомотив будет иметь асинхронный тяговый привод с векторным регулированием момента на валу двигателей, который являются собственной разработкой Центра инновационного развития СТМ. Колесно-моторные блоки выполнены с применением моторно-осевых подшипников качения Timken. Кабина локомотива, разработанная промышленными дизайнерами, будет отвечать самым высоким требованиям стандартов по обзорности, эргономике и функциональности для обеспечения комфортных условий труда машинистов локомотива. Органы управления локомотивом, расположенные на пульте машиниста, разработаны с учетом физиологических и психологических особенностей работы локомотивной бригады в маневрово-вывозном движении.
 
 
   На тепловозе применены компоненты, которые позволяют существенно увеличить межремонтные сроки, а в некоторых случаях исключить некоторые виды ремонтов. За счет использования высокоэффективных компонентов планируется обеспечить высокую эксплуатационную надежность локомотива, а также значительно снизить его стоимость жизненного цикла.
 
   Так например, в конструкции тепловоза применены инновационные высокопрочные колесные бандажи производства Нижнетагильского металлургического комбината, которые только еще выходят на рынок. Трубопроводы воздушных систем локомотива выполнены из нержавеющей стали с фитинговыми соединениями без применения сварки, что обеспечит высокую надежность работы тормозного оборудования и его ремонтопригодность. Система подготовки сжатого воздуха будет обеспечена высокоэффективным винтовым компрессором с пониженными показателями по шумности и вибрации.
 
   Конструкция тепловоза имеет модульную архитектуру. На раме тепловоза размещены следующие модули: дизель-генераторный, кабинный, санитарно-бытовой, подготовки сжатого воздуха, отсек чистого воздуха, модуль преобразователей и накопителей энергии. Данная архитектура позволит снизить трудозатраты при серийной сборке локомотива, а также снизить время простоя локомотива при его сервисном обслуживании.
Работа по созданию локомотива ведется при участии ведущих в России научно-производственных компаний, среди которых НПО «САУТ», НПО «Приводная техника», ООО «Уральские локомотивы» и НПО «Автоматика». В работе по разработке локомотива принимают участие ученые из зарубежных стран.
 
   В 2012 году Центр инновационного развития СТМ планирует провести работы по предварительным и сертификационным испытаниям гибридного локомотива совместно с ведущими отраслевыми институтами ОАО «ВНИКТИ» и ОАО «ВНИИЖТ» для дальнейшего получения сертификата соответствия.
 
   Источник: skolkovo-ru.livejournal.com